КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ СТИХИ. 11 советов начинающим Несогласным предлагаю поделиться с читателями своими публикациями. Заранее извиняюсь за возможные описки или ошибки. Всё как в анекдоте: "писатель я, а не чита...", а не филолог. В статье не стану использовать редкие специфические термины, известные лишь кругу посвященных. К чему мне "умничать"? Итак, с чего, по моему мнению, следует стартовать в стихосложении: Ан, нет! 1 Нужно в себе обнаружить желание высказаться, возможно, в свой собственный адрес, возможно , в адрес потенциального читателя. Часто в стихах от первого лица действует или повествует литературный герой, которого ни в коем случае не следует путать с автором. Но этот герой частенько является авторским "alter ego" - его отражением, внутренним голосом, собеседником и субъектом, желающим донести некую мысль и слова до читателя. 2 Следующее, что необходимо обнаружить в себе, - это саму мысль, которую следует донести... Большинство сетевых стихов наделено главным своим недостатком - отсутствием вразумительной авторской мысли. И это, по-моему, основной "бич", напрочь обесценивающий результат. Редким исключением может являться пейзажная лирика - словесная картина. Но этой "продукцией" настолько завалены литературные сайты, что, говоря "коммерческим языком", предложение намного опережает спрос. А, как известно, если в стакан с чаем добавлять сахара больше, чем хочется, то наступает отвращение к напитку. Посему я не буду советовать новичкам начинать с пейзажной лирики и пугать читателей потоком плохо перевариваемого контента. Отыщите в себе иные, волнующие вас темы. ________ 3 Совет по ритму: "Мой дядя самых честных правил, Формальный ритмический рисунок (ямба) данного отрывка таков: _ / _ / _ / _ / _ - где каждый слог, в основе которого есть некая гласная буква, обозначается символами "_" или "/". При этом "_" соответствует слабому месту (ну, или безударному слогу), а "/" соответствует сильному месту, Одна такая повторяющаяся пара "_ /" - называется стопой. Благодаря ямбу вам легче будет подбирать/укладывать слова в строки. Старайтесь придерживаться на всём протяжении стихотворения постоянной длины для соответствующих рифмованных строк, выраженной в количестве стоп или слогов. Если, конечно, обратного не требует жанр или ваш обоснованный литературный приём. Так, например в приведенном отрывке количество слогов в строках таково: 4 Совет по рифме: а) Освоив такой способ, можете переходить к рифмам более сложным. б) в) г) Здесь есть и исключения: слова одинаковые или близко звучащие, но разные по смыслу (т.н. омонимы). Такая рифма, пожалуй, может даже украсить стихи, привнося в них игру слов. Например: "брак" (семейный союз) и "брак" (плохое качество). Если вы испытываете трудности с подбором рифмы, используйте, например, генератор рифм онлайн. 5 На ранней стадии не пишите длинных стихотворений. Придет умение - оттянитесь вволю. Научитесь выражать свою мысль коротко и ёмко (лапидарно). Лапидарность стихов - важнейшая характеристика. А разводить седьмую воду на киселе может практически каждый. Избегайте прямых и косвенных тавтологий (повторений). Они - типичные враги лапидарности. 6 Научитесь писать свои стихи с конца! Выделите в ваших замыслах главную, итоговую мысль (если таковая имеется) и вложите её в заключительное четверостишие (или двустишие). А далее, руководствуясь пунктом (5) как можно ловчее, не добавляя лишней "воды", допишите предыдущие строки и строфы, необходимые для описания всего процесса от предпосылок до уже сочиненного финала. Не всегда всё получается гладко, но стихотворчество - это такой процесс, который очень удачно описал Маяковский: "Поэзия — та же добыча радия. "Ударная концовка" - удачное завершение для стихотворения, поэтому и главная ваша мысль не должна быть посредственной, невнятной, вторичной... Уж, постарайтесь, не разочаруйте своих читателей! ;) Есть стихотворцы, вполне удачно пишущие и без таких приёмов. Вполне возможно, что они всё чувствуют интуитивно. Или хватает таланта вне зависимости от изначальной мысли всегда найти удачное продолжение и отменную концовку... Мой же совет - для тех, кто его ищет. 7 Удачная концовка - важнейший элемент ваших будущих произведений. Но далее я усилю требования следующим призывом: Если в стихотворении несколько четверостиший, то подойдите к ним с теми же требованиями, как и к финалу. То есть 7-ой пункт - это тот же 6-ой пункт, но творчески применённый к каждому четверостишию (строфе) в составе стихотворения. А именно: а) выделяйте для себя основную мысль каждого четверостишия; Если пункт (в) исполнен некачественно, то это непременно будет отмечено продвинутым читателем. 8 Безусловно, при сочинении строк вы столкнётесь с трудностями попадания в ритм. Будьте гибче в выражении мыслей, дабы иметь по возможности больше вариантов. Начинающий поэт чаще всего определяет почти безальтернативные опорные (основные) смысловые слова и благополучного ритма ради начинает дополнять их мусором из коротких (одно- и двусложных) слов: предлогов, междометий и даже жаргонных восклицаний. Эти слова "для вставки", как правило уродуют стихи и бросаются в глаза понимающим читателям. В итоге совет: пишите строки по возможности "длинными" словами, избегая многочисленных односложных слов-заполнителей. Естественно, "длинные" слова не должны быть длинными в буквальном понимании. Они должны быть "достаточными" для строки. При этом, как минимум, исполнены эстетики, присущей богатому русскому языку. 9 Старайтесь не писать простыми и примитивными предложениями, при которых одна законченная мысль соответствует в точности одной строке. Это самый легкий и не самый удачный способ стихосложения (и мыслеобразования). Укладывайте простые предложения в сложные..., вплоть до размеров целого четверостишия. Используйте причастные, деепричастные обороты. 10 Используйте метафоры (но не "перегибая палку"). Русская поэзия славится своей метафоричностью, образностью. Используйте изысканные слова, эпитеты, определения из литературного лексикона (если, конечно, он согласно замыслу не противоречат лексикону вашего литературного героя). Не описывайте действие/сюжет словами просторечными или элементарными. Так, например: "герой сказал - героиня сказала - он ей сказал - она ему сказала - он ответил громче - она ответила примирительно...". Или: "он вошел, походил по дому, затем вышел и пошел в лес. Походил там полдня, затем из лесу вышел... был сильный мороз". Только у слова "сказать" в русском языке найдется под 100 слов-синонимов и выражений. Пользуйтесь словарями, например, этим словарём синонимов. А вот небольшой словарь эпитетов. Русский язык богат синонимами, оборотами, эпитетами. Используйте их ради создания богатого послевкусия в пику пресности и косноязычию. Помните также, что метафора - это яркое сравнение. То есть некое явление сопоставляется с иным ярким, "поэтически сочным" образом... А не наоборот. Иначе стихи блекнут, вместо того, чтобы гореть ярче. 11 Не соединяйте различные плохо совместимые стили в одном стихотворении. Не мешайте "высокое" с "низким". Если, конечно, это не юмористическое произведение, где игра "высокого" с "низким" может быть элементом юмора или сатиры. Вот и все 11 советов. Если бы сам всегда соответствовал своим же советам, то, возможно, стал бы вторым пушкиным ;). Но за много лет, как минимум, познал ценность этих идей. Их понимание выручало меня не раз. А в целом мне ещё учится и учиться... Впрочем, как и всем, желающим хорошо писать стихи. Успехов в творчестве! Александр О. (Актёр) Источник: https://fabulae.ru/note.php?id=47926 | |
| |
Просмотров: 266 | | |
Всего комментариев: 0 | |